Сегодня трудно поверить, что эти классические произведения русского искусства когда-то могли вызвать бурю споров среди современников. Но теперь они одни из самых знаменитых и любимых произведений русского искусства.
Первоначально картины были приобретены основателем известной галереи Павлом Третьяковым, который обладал невероятной художественной интуицией и руководствовался исключительно собственным вкусом. Поскольку его галерея была публичной, Третьякову пришлось учитывать строгие правила цензоров — некоторые картины не только не принимались, но и полностью запрещались к показу. Однако благодаря усилиям Третьякова они уцелели, и сегодня без них невозможно представить ведущее хранилище русского искусства.
7 ФОТО
Василий Перов был одним из основателей объединения художников-передвижников. Он избегал светских тем и вместо этого изображал повседневную жизнь обычных людей. На его известной картине «Тройка» изображены бедные дети, тянущие бочку с водой. Перов был известным художником, но его Сельский крестный ход на Пасхе вызвал бурю негодования. Больше всего возмущало публику то, что художник изобразил празднование Пасхи в виде пьяного шествия — крестьяне с полузакрытыми опьяненными глазами, подвыпивший священник, давящий себе под ногу пасхальное яйцо, и пьяные, валяющиеся у церковных дверей. В Санкт-Петербурге картину сняли с выставки и обвинили художника в аморальности. Однако Павел Третьяков, несмотря на попытки отговорить его, все же приобрел картину.
Верещагин много путешествовал по Средней Азии и написал много полотен. Эта картина, однако, стала его самой известной. Первоначально она называлась «Триумф Тамерлана» и относился к легенде о воинах известного монгольского военачальника, которые строили пирамиды из черепов обезглавленных врагов. Вид черепов, а также выжженная пустыня и лежащий на заднем плане город в руинах шокировали благородную петербургскую публику. Верещагин посвятил свою картину «всем великим завоевателям — прошлому, настоящему и будущему».
Жизнь Христа была популярной темой у художников XIX века, но Иисуса обычно изображали безмятежным и вдохновляющим, а не истощенным и одиноким посреди пустыни. На полотне Крамского изображено искушение Христа дьяволом во время его 40-дневного поста после крещения. Его образ чрезвычайно человечен, и внимание привлекает не только напряженное выражение лица, но и переплетенные пальцы сцепленных рук. Очевидцы вспоминали, как на выставке картина расколола общественное мнение. Некоторые были поражены глубиной и изображением страданий, в то время как другие выражали возмущение тем, что они считали «богохульством» и осквернением чего-то священного. Сам Крамской вспоминал, что к нему обращались и спрашивали, почему он так изображает Христа. В отчаянии, художник демонстративно возразил, что его тоже не видели. Что касается Павла Третьякова, то он сразу купил неоднозначную картину и считал ее одним из самых сильных произведений искусства в своей коллекции.
Эта картина до сих пор вызывает огромные эмоции. В 2018 году вандал, которому не понравился ее «лживый» контент, серьезно повредил картину. Историки часто отвергают миф о том, что Иван Грозный убил своего сына, но именно сцена Репина — одна из первых подобных кровавых картин, основанная на псевдоисторической истории — оставила неизгладимый след в народном воображении. Репин нарисовал полотно с свежим воспоминанием об убийстве императора Александра II. Вначале он показал его своим коллегам, которые были ошеломлены — все признали его невероятный талант. Однако императору Александру III картина не понравилась, а государственный идеолог Константин Победоносцев назвал ее отталкивающей. Картину купил Третьяков, но царские цензоры запретили ее показ. Позже запрет, конечно же, сняли.
Монументальное полотно Сурикова посвящено расколу Русской православной церкви XVII века и изображает сцену ареста старообрядца Боярыни Морозовой, отказавшейся креститься тремя пальцами, как того требует церковная реформа. Картина произвела на публику сильное впечатление как успешный эксперимент над сюжетом, почерпнутым из истории России. Многие хвалили искусное воссоздание Древней Руси, а также изображение русского (и притом женщины!) сильным духом и не сломленным страданиями. Но у картины также было множество критиков, которые жаловались на неправильную композицию, неправильные пропорции, ошибки в жестах, размещении рук и других деталях. Некоторые даже говорили, что картина больше походила на безвкусный пестрый ковер, чем на картину.
Что может быть спорного в картине с изображением березовой рощи? Фактически, картина была окружена спорами: Куинджи опоздал с завершением работы над выставкой группы художников в Санкт-Петербурге, из-за чего открытие было отложено, к большому огорчению других художников. В итоге картина появилась на стенах через два дня после инаугурации. Зрители восхищались его изумительной игрой света и тени, даже подозревая Куинджи в каком-то хитроумном оптическом трюке и считая, что картину специально освещали светом сзади. Один критик, однако, жестоко критиковал картину, написав, что цвета были неестественными, а деревья стояли вокруг, как сценический реквизит, были расположены неестественно и что они, казалось, были «испачканы какой-то мутной зеленой окраской». Критик оказался одним из передвижников, скрывающихся за псевдонимом. Куинджи так обиделся, что покинул группу – и таким образом, «Березовая роща» была последней работой, которую он выставлял на своих выставках. Естественно, в итоге ее купил Третьяков.
История этой картины читается как приключенческий роман. Панно было заказано коллекционером и меценатом Саввой Мамонтовым для художественного павильона Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Врубель в это время был еще неизвестен. При просмотре работы жюри Академии приказало снять ее, и разразилась настоящая шумиха, известия о которой достигли даже императора Николая II. Последний постановил, что пожелания Академии следует уважать. В итоге был достигнут компромисс, и работа была завершена известным художником Василием Поленовым по поручению Врубеля. Хотя само панно в павильоне не выставлялось, Мамонтов привез на выставку большое количество других картин Врубеля, а также организовал сценическую постановку, сценографом которой был Врубель. Те, кто имел возможность посмотреть работу, разделились. Одни восхищались новаторством, другие критиковали уродство «декадентских панно». Писатель Максим Горький широко заявил, что это «чудовище» означает «нищету духа и нищету воображения». В конце концов Мамонтову пришлось изготовить майоликовую копию панно на своей фабрике. Сейчас она украшает фасад гостиницы «Метрополь» в самом центре Москвы. Панно оказалось в частной опере Мамонтова, а затем было передано в Большой театр, в запасниках которого оно было обнаружено в середине ХХ века, а затем перенесено в Третьяковскую галерею, где оно было выставлено только в 2007 году. Был открыт зал, посвященный Врубелю, и здание пришлось специально приспособить для размещения огромного шедевра.