Воспоминания пассажиров о воздушных путешествиях в Советском Союзе различны: некоторые считают, что тогда гражданская авиация была более доступной, чем сейчас; для других, наоборот, это связано с бесконечными очередями за билетами. Так что же было на самом деле?

Официально советская гражданская авиация родилась в 1923 году, когда для перевозки пассажиров и почты было создано добровольное общество воздушного флота «Добролёт». В 1932 году Добролёт был преобразован в Главное управление гражданского воздушного флота, известное как Аэрофлот, которое стало официальной (и единственной) авиакомпанией в СССР. К тому времени в Советском Союзе были разработаны собственные самолеты: У-2, ПС-9, К-5.

Маршруты были немногочисленными: рейсы соединяли Москву, Нижний Новгород, Казань, Харьков, Одессу, Ленинград и Киев. До Владивостока или Якутска можно добраться только с остановками в пути.

14 ФОТО

1. Гражданская авиация стала развиваться в СССР по-настоящему только после Великой Отечественной войны. В 1950-х годах Аэрофлот получил реактивный самолет, и полет стал намного быстрее и приятнее: если в 30-х годах перелет из Москвы в Нижний Новгород занимал четыре часа, то сейчас — всего полтора часа.

 

2. Самолет Ту-104 совершил первый полет по маршруту Москва — Омск — Иркутск в 1956 году. Курение разрешалось на борту (на иностранных рейсах курение на борту разрешалось до 2000 года).

 

3. В 1960-х годах воздушное движение связывало не только столицы советских республик, но и областные центры. Количество аэродромов росло по всей стране. Например, из Воронежа были совершены рейсы в почти сто городов.

 

4. В 1976 году Аэрофлот стал первой в мире авиакомпанией, которая перевезла более 100 миллионов пассажиров в год.

 

5. К началу 1960-х годов в Москве было четыре аэропорта: Внуково, Быково, Шереметьево и Домодедово. Столица считалась главным транспортным узлом страны — она соединяла более 200 городов Советского Союза. Вот как выглядел терминал аэропорта Домодедово в 1965 году.

 

6. Так сколько стоили билеты? В справочнике Московского пассажирского транспорта за 1990 год указаны следующие цены билетов из Москвы: до Сочи, 31 рубль (около 3400 в современных рублях), до Ленинграда, 18 руб. (1900 руб), до Владивостока, 134 рубля (14 600 рублей). Эти цены вполне сопоставимы с сегодняшними тарифами на авиабилеты, но следует иметь в виду, что среднемесячная зарплата специалиста в СССР составляла 170 рублей, поэтому далеко не каждый мог позволить себе летать. Тем не менее, полеты внутри регионов или между областными центрами были гораздо более доступными.

 

7. Цена билета включала питание (которое подавалось на настоящих фарфоровых тарелках) и норму провоза багажа. Каждый пассажир мог бесплатно зарегистрировать 20 кг плюс ручную кладь. На небольших самолетах, таких как Ан-2 и вертолетах, багаж был ограничен до 10 кг.

 

8. Стюардесса обслуживает пассажиров на борту самолета Ту-104 в 1958 году.

 

9. Билеты продавались в специальных терминалах авиаперевозок. Получить билет в такое популярное место, как Анапа или Сочи, было не всегда легко.

 

10. Интересный факт: до 1970-х годов билеты на самолет можно было купить без паспорта — они не были оформлены с определенным именем. Пассажиры должны были предъявить удостоверение личности только при регистрации в аэропорту.

 

11. В Москве регистрация могла быть осуществлена как в аэропорту, так и в терминале авиаперелёта на Ленинградском проспекте в Москве. Внутри это выглядело как обычный терминал аэропорта, за исключением того, что там не было самолетов. Оттуда специальные экспресс-автобусы доставляли зарегистрированных пассажиров в соответствующие аэропорты. В те дни в Москве было мало автомобилей, и поездка занимала всего час и стоила менее 1 рубля (100 современных рублей). Подобные автобусы ходили между четырьмя аэропортами города для транзитных пассажиров, предлагая очень удобный и быстрый сервис.

 

12. Кстати, хотя в Советском Союзе были регулярные международные рейсы (в США, Европу и Азию), рядовой гражданин не мог купить билет на эти рейсы. В советские времена только несколько человек, имевших выездные визы, могли выезжать за границу.

 

13. Итак, кому было позволено летать на этих рейсах? Культурные деятели, чиновники, спортсмены и, конечно же, зарубежные туристические группы.

 

14. К 1990 году Аэрофлот уже перевозил более 140 миллионов пассажиров ежегодно. К тому времени в стране было около 1500 аэродромов, в основном в регионах. Кстати, сегодня их осталось менее 300.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here