Работы Куинджи часто называют «магией» и «алхимией», а сам он был исследователем метафизики и предшественником импрессионизма.

Осень 1880 года. Петербургское общество говорит о беспрецедентном событии: выставке всего одной картины. Никогда раньше такого не было в России, и очередь людей у ​​здания Императорского общества поощрения художеств тянется на несколько кварталов.

Всем хочется увидеть новый живописный морской пейзаж «Лунная ночь на Днепре», за который великий князь Константин Романов заплатил баснословную сумму еще до его завершения. Между тем его создатель Архип Куинджи использует маркетинговый ход: закрывает все окна в комнате шторами и показывает картину в темноте, направляя на нее единственный луч электрического света. Эффект потрясающий. Зрители не верят, что такого «фосфорного» свечения лунного света на водной глади можно добиться с помощью обычных красок.

Куинджи называют мистификатором и обвиняют в использовании скрытого освещения. Но подсветки конечно нет.

10 ФОТО

1. Лунная ночь на Днепре, 1880 г.

Куинджи написал свои самые знаменитые работы вскоре после расставания с передвижниками (группой художников-реалистов, выступавших против академизма в искусстве). И он успел продать ее великому князю еще до завершения полотна: писатель Иван Тургенев был настолько восхищен работой, что уговорил князя купить ее. Последний даже брал ее с собой в поездки: «Ночь» несколько дней выставлялась в галерее Зедельмейер в Париже. Существует несколько версий картины, сделанной художником, когда он осознал степень собственной популярности.

 

2. Березовая роща, 1879 г.

«Березовая роща» написана за год до «Лунной ночи на Днепре», но уже полностью демонстрирует главный стилистический принцип Куинджи — эффектную светотень. Тогда у общественности возникли подозрения в использовании оптических приемов, что спровоцировало скандал.

 

3. На острове Валаам, 1873 г.

Куинджи регулярно посещал остров Валаам в Карелии, излюбленное место петербургских пейзажистов. Эта картина, купленная коллекционером и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым, знаменует начало его славы как серьезного художника. Отчетливо прослеживается стиль передвижников — нарочитый реализм очень ценился современниками.

 

4. Вечер на Украине 1878 г. (завершено в 1901 г.).

Художник работал над этой картиной в общей сложности 23 года. И 20 из них он провел в добровольном затворничестве, в течение которого Куинджи никому не показывал свои работы, даже друзьям и родным. Доподлинно неизвестно, что заставило его «замолчать» на пике своей славы, но многие тогда считали, что он устал от постоянной шумихи и критики. Выставка «Вечера на Украине» и еще три картины нарушили «тишину».

 

5. Море. Крым, 1898-1908 гг.

Куинджи тесно связан с Крымом, которому посвящены десятки его произведений. Именно сюда будущий художник приехал в молодости, решив развить свое увлечение рисованием: его порекомендовали в ученики знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому, который жил в крымском приморском городке Феодосии. Правда, великий Айвазовский не пожалел времени, но дал Куинджи рекомендательное письмо. Уже будучи известным художником, Куинджи нарисовал «иммерсивное, медитативное» Море. Крым, в котором береговая линия Крыма окрашена в насыщенные цвета.

 

6. Ай-Петри. Крым, 1890 г.

Другой его крымский пейзаж посвящен Ай-Петри, горному хребту под Ялтой и одному из символов полуострова. В 2019 году эту картину украли из Третьяковской галереи среди бела дня на глазах у десятков посетителей. Человек в комбинезоне просто подошел к полотну, снял его со стены, вынул из рамы и вышел с ним. Всех одурачило хладнокровие вора: люди искренне верили, что он музейный служащий. На следующий день его задержали, а картину вернули в музей.

 

7. Христос в Гефсиманском саду, 1901 год.

Это одна из четырех картин, которые Куинджи решил показать после своего «молчания». Это, пожалуй, самая философская и загадочная работа художника, и единственная работа на библейскую тему. Но, как и во всем его творчестве, в центре внимания находятся не предмет, а свет и цвет. Через него, не вдаваясь в сложные детали, художник раскрывает драматизм ситуации. Залитая лунным светом фигура Христа вырывается из тьмы, эффект сильно напоминает Лунную ночь на Днепре.

 

8. После дождя, 1879 г.

Яркий, темпераментный контраст грозовых туч с тишиной и спокойствием луга точно передает легкую атмосферу, которая возникает после ливня.

 

9. Пейзаж. Степь, 1890-1895 гг.

Искусствоведы отмечают, что его пейзажи вызывают у зрителя почти звуковые и чувственные ассоциации: будь то легкий утренний ветер, мокрая трава или разреженный воздух после грозы.

 

10. Красный закат, 1898–1908 гг.

Одно из последних великих произведений Куинджи. По мнению критиков, художник предстает на этой картине как языческий поклонник солнца. У полотна была непростая судьба: оно неоднократно перепродавалось, прежде чем оказалось в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here