11 шедевров модерниста России Михаила Врубеля

Гений, соединивший романтизм и модерн в поистине безупречном стиле, Врубель — предвестник русского авангарда конца века.

Как и положено дворянскому ребенку, Михаил Врубель с ранних лет обучался различным искусствам. Живопись была не единственной темой, не меньше времени и сил уделялось музыке. Он также безмерно любил литературу, и его произведения насыщены образами, вдохновленными фольклором и мифологией, Шекспиром и романтическими поэтами Гете, Пушкиным и Лермонтовым. В молодости Врубель любил оперу и впоследствии сделал много этюдов к разным постановкам.

Его художественный талант впервые проявился, когда он создал проникновенную репродукцию фрески Микеланджело «Страшный суд», увидев ее копию на выставке. Его отец нанял для него учителя рисования, но из этого ничего не вышло.

Врубель окончил юридический факультет СПбГУ, работал репетитором и вел богемный, довольно распутный образ жизни — только в 24 года он решил поступить в Императорскую Академию художеств и посвятить себя профессиональному дел — искусству. Его первая зарплата и признание были получены благодаря его крупной реставрации фресок Кирилловской церкви в Киеве.

Врубель был человеком импульсивным, напористым и страстным, как и его творчество. Он то одержимо работал, то впадал в депрессию и пил. Общество в целом не оценило его работу, назвав ее декадентской и даже уродливой. Физическая инвалидность добавилась к душевным страданиям в возрасте 50 лет, когда он стал прикованным к инвалидной коляске. Снова и снова, после долгого пребывания в больнице и некоторых кратковременных проблесков улучшения, он отступал, укрепляя свою репутацию сумасшедшего. Врубель умер в 1910 году. На его похоронах великий поэт Александр Блок, его почитатель, произнес панегирик, назвав его «посланником иных миров». Окунемся в эти иные миры, населенные Врубелем.

11 ФОТО

1. Демон сидящий, 1890 г.

Врубель вынашивал идею и образ своего Демона в течение нескольких лет, и это одна из первых работ, демонстрирующих его «хрустальный» стиль. Широкие мазки, нанесенные специальным шпателем, создают впечатление не столько картины, сколько мозаичного панно — техника, на которую повлияли мозаики киевских соборов, где он работал. Картина навеяна романтической поэмой Михаила Лермонтова «Демон», в которой рассказывается о падшем ангеле, странствующем по Земле, не находящем нигде покоя. У Врубеля было собственное понимание центральной фигуры, которая олицетворяет не зло, а страдание, и в то же время величественна. Кроме того, Врубель написал серию акварельных иллюстраций к этому же стихотворению.

 

 

2. Суд Париса 1893 г.

В 1889 году Врубель переехал в Москву, где познакомился с крупным промышленником, меценатом и любителем искусства Саввой Мамонтовым, которые изменили его жизнь. Модернист, новатор Врубель еще не был принят в обществе, но Мамонтов обладал нюхом на художественное чутье и поручил художнику украсить свой московский особняк. Вскоре Врубель стал востребован другими ценителями искусства. Например, для дома семьи Дункеров в Москве он создал невероятный триптих «Суд Париса», от которого по необъяснимым причинам отказались другие заказчики.

 

3. Принцесса Греза, 1896 г.

Это огромное полотно снова было заказано Саввой Мамонтовым для павильона Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Однако Императорская Академия художеств не разрешила картине появиться на выставке. Вместо этого Мамонтов заказал мозаичную копию картины для украшения фасада гостиницы «Метрополь», строительство которой он профинансировал в начале ХХ века, напротив Большого театра. Сама картина долгие годы хранилась в кладовых Большого театра, прежде чем в 2007 году была окончательно перенесена в Третьяковскую галерею. Здание пришлось специально реконструировать под нее, и целая комната, посвященная Врубелю, появилась как результат.

Смотрите также:   Французская революция вновь на улицах Парижа

 

4. Портрет Саввы Мамонтова, 1897 г.

Врубель написал несколько портретов реальных людей, но один из них был его благодетелем, Саввой Мамонтовым. Темное кривое изображение отражает реальную драму, в которой оказался промышленник. Видный филантроп, он был несправедливо обвинен в растрате; вскоре после этого портрета он был арестован и предан суду, но в конечном итоге оправдан. Но это не предотвратило финансового краха, заставив его продать свою собственность, в том числе многие работы ведущих художников.

 

5. Вольга Святославич и Микула Селянинович (Камин), 1899 г.

В усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево жил целый художественный кружок. Здесь Врубель часто останавливался и даже организовал керамическую мастерскую, где он и его помощники превратили его многочисленные эскизы в печные изразцы, майоликовые панно, скульптуры и другие декоративные элементы, преимущественно со сказочными и мифологическими мотивами. Это произведение на фольклорную тематику получило золотую медаль на Парижской выставке 1900 года. Его копию сделали для Бажановского дома в Москве, полностью выдержанного в стиле модерн.

 

6. Пан, 1899 г.

«Русский стиль» был очень в моде на рубеже 20 — го века, и Врубель был в числе тех, кто стремится к возрождению национального фольклора, как в керамике и живописи. Хотя эта картина была написана под влиянием повести «Святой Сатир» французского писателя Анатоля Франса, названного так метко, Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву. Его Пан больше похож на духа, потустороннего лесного духа, скрывающегося на фоне типично русского пейзажа.

 

7. Садко Блюдо, 1899-1900 гг.

Врубель разработал декорации для постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» для частного театра Саввы Мамонтова. Эта сказка из русского фольклора вдохновила художника на создание целой серии майоликовых скульптур героев оперы: Садко, Морского Царя, Царевны. Это роскошное блюдо изображает их и других обитателей подводного мира.

 

8. Царевна-лебедь, 1900 год.

Как и Пан, Царевна-Лебедь — еще одно сказочное существо, которое, кажется, существует между мирами. Она одновременно красивая девушка и птица, и художник пытается запечатлеть момент этой метаморфозы. Персонажа сыграла жена Врубеля, певица Надежда Забела-Врубель, в другой опере Римского-Корсакова — «Сказке о царе Салтане» по стихотворению Пушкина. Однако многие угадывают в этом невероятном образе образ замужней женщины, которую Врубель безответно любил до замужества.

 

9. Демон поверженный, 1902 год.

После своего сидящего демона Врубель написал «Демон летящий», который властно парит над миром, а затем завершил цикл этим третьим демоном, трагически убитым. Эта изломанная фигура расположена на фоне Кавказских гор. Создание этой картины привело Врубеля к госпитализации. Несмотря на то, что он заранее сделал множество эскизов, он вносил бесконечные изменения в готовое полотно. Жена Врубеля вспоминала, как она с ужасом наблюдала за изменениями в Демоне — в одни дни его лицо было испуганным, в другие выражало «глубокую меланхолию и вновь обретенную красоту».

 

10. Шестикрылый Серафим, 1904 г.

После мучившего его Демона Лермонтова Врубель снова превратился в сложное существо: на этот раз герой поэмы Александра Пушкина «Пророк», внушающий благоговение ангел Серафим, огненный посланник Бога. Художник написал картину в очень слабом здоровье, терзаемом галлюцинациями. Как и в случае со своим Демоном, он постоянно был недоволен чертами лица и неоднократно перерисовывал их.

 

11. Жемчужина, 1904 год.

Первоначально Врубеля увлекала перелива перламутра, и он пытался изобразить его с помощью цветовых экспериментов. Две морские принцессы появились на картине почти случайно, когда Врубель якобы «заметил» их на одном из своих этюдов. Они дополняют картину, превращая раковину устрицы в волшебный грот.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Привет! Напиши что думаешь!x