Вышивка бисером — это основа дизайна коренных народов. В то время как различные народы придерживаются разных дизайнерских специальностей — например, навахо наиболее известны своим ткачеством и текстилем, — большая часть коренных жителей Северной Америки в некоторых аспектах использует стеклянные бусины, а в России в средние века в качестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг. Бисер можно найти на всем: от современного искусства и модных украшений до более традиционных регалий. «В некоторых случаях они требуют сотен часов вышивки бисером», — говорит Молина Паркер, специалист по бисероплетению.
8 ФОТО
Помимо дизайна сережек, художник из Торонто специализируется на нашивных нашивках из бисера, которые можно наносить на джинсовые или кожаные куртки. Свой талант она унаследовала от семьи, обучаясь этому ремеслу у своей тети Кэндис, которую учила бабушка Пола Кэтрин. «Я начала, когда мне было 15, но заново открыла для себя бисероплетение только после того, как закончила декретный отпуск с моим первым сыном», — говорит Пол. «Я использую приемы, переданные из семьи, например, технику «две иглы и нить» для создания заплат». Хотя ее работа представляет собой более молодой подход к искусству вышивки бисером, Пол ссылается на традиционные мотивы из своего наследия Дене. «Меня вдохновляют традиционные лекарства — шалфей, душистая трава, кедр, а также татуировки», — говорит она.
Ее творчество основанно на вере. «Я выросла в епископальной церкви, поэтому в начале моей работы много занималось изготовлением вышитых бисером крестообразных цепочек, перекрестных щитов, — говорит она. «Когда я пошла в среднюю школу, моя работа стала немного более безумной. Я много экспериментировала с цветом и новыми техниками». Как и многие другие мастера, она научилась этому ремеслу в своей семье. «Моя мама и бабушка научили меня бисероплетению в очень раннем возрасте», — говорит она. «Бисероплетение — это то, что доставляет мне радость, вдохновляет и помогает мне почувствовать связь с историями, которые моя бабушка рассказывала мне, когда мы сидели вместе». В украшениях Паркер сочетаются вышивка бисером и перья, выбор, который отсылает к оригинальному способу украшения себя коренными народами. «Если вы посмотрите, как украшали наших предков до колонизации, вы не увидите бус», — говорит она.
Элиас Джейд научился бисероплетению, когда рос в Лодж Грасс, штат Монтана, в резервации индейцев, где жил в старом доме своей прабабушки. «Живя там, я смотрел на ее вышивки бисером», — говорит он. «Я научился делать традиционную технику вышивки бисером … бисероплетение двумя иглами: одна продевает бусинки, а другая закрепляет бусинки на нити через каждые две-три бусинки». Хотя он художник-самоучка, Элиас держал свое мастерство в секрете до средней школы. «Когда я был ребенком, мне говорили, что только женщины плетут бисером, поэтому я никому не говорил, что умею шить, пока не стал старшеклассником», — говорит он. Помимо того, что своей работой он разрушает гендерные стереотипы, Элиас также игнорирует нормы дизайна, обычно связанные с его племенем.
Как настоящая мастерица, Ленис Омеасу научилась разбирать бисер на YouTube. «Я бы визуально училась на обучающих видео, YouTube или просматривая фотографии других коренных художников», — говорит она. «Привыкание к размеру и ощущению обращения с бусами научило меня работать более спокойной рукой». Омеасу всегда интересовался этим ремеслом и влюбился в регалии паувау в юном возрасте. «Все цвета, различные рисунки и стили регалий вызывали у меня трепет», — говорит она. «Это заставило меня захотеть узнать, откуда я». Омеасу получила «нетрадиционное» воспитание в более городской среде, что побудило ее соединиться с наследием через моду. Она начала экспериментировать с необычными подходами к вышивке бисером. «Мне нравилось складывать и складывать бусины разного размера на кусок жесткого пеллона,
Когда дело доходит до Тани Ларссон, ее замысловатые украшения — это само искусство: она сама обрабатывает кожу, которую она использует как основу. «Моя работа зависит от времени года», — говорит она. «Когда я дублю шкуру, я знаю ее качество и насколько легко будет сшить ее, в зависимости от того, сколько я над ней работаю». Бисероплетению она научилась у своей матери. С помощью семьи и друзей Ларссон начал создавать украшения еще подростком. «Я всегда хотела носить украшения, которые олицетворяли мою культуру, и было действительно трудно их найти», — говорит она.
Бобби Дьюс — мастер-самоучка. Он развивал свое ремесло с помощью друзей, семьи и YouTube (похоже, это обычный инструмент), проявляя особый интерес к ориентированному на природу подходу своего племени.
Расшитые бисером сумки Холлиса Читто могут показаться слишком красивыми, чтобы их можно было использовать на регулярной основе, но он так на них не смотрит. «Сумки, которые я делаю, имеют подкладку и полностью функциональны, если захотят использовать их как таковые», — говорит он. Хотя в его творениях используются прекрасные материалы, такие как шелк, кристаллы Сваровски, полудрагоценные камни, а также серебряные и золотые бусины, он поощряет своих владельцев действительно носить их. Как и многие художники в этом списке, Читто сам научился бисероплетению. «Когда мне было около 10, я нашел коробку с бусами моей матери и иглами дикобраза, с которыми она пыталась учиться сама. Я начал играть с бусами и перьями и научился основам», — говорит он. Теперь его работы выставлены в галерее True West в Санта-Фе, и он регулярно выставляется на Индийском рынке Санта-Фе, Художественном рынке музея Херд в Фениксе, Аризона, и Художественном рынке Чероки в Талсе, Оклахома.
Работа Кэтрин Блэкберн направлена на то, чтобы объединить традиционное и современное. Среди ее фирменных украшений — серьги из бисера, чокеры, галстуки-боло и манжеты. «Многие из моих дизайнов представляют собой смесь материалов», — говорит она. «Я сочетаю традиционный бисер с более современными материалами, такими как элементы, покрытые 24-каратным золотом. Традиционные компоненты включают ракушки, перья, кожу. Уважение к этим традиционным способам созидания очень важно для меня и говорит о нашей силе».