Самый выдающийся архитектурный фотограф Москвы Наум Грановский фотографировал город на протяжении нескольких десятилетий. Мы представляем некоторые из его лучших снимков 1920-х и 30-х годов.
Богатый объем работ Наума Грановского прослеживает, как внешний вид и архитектура российской столицы менялись и развивались с 1920-х по 1980-е годы, от преимущественно купеческого города в начале века до сталинского ампира и вплоть до модернизма.
10 ФОТО
1. В 1918 году, когда столица была перенесена из Петрограда (Санкт-Петербурга) в Москву, вслед за Советским правительством, начался процесс восстановления города. Москва должна была стать не просто сердцем «Страны Советов», но столицей первого в мире социалистического государства.
2. В 1920-е годы началась активная программа реконструкции, в ходе которой были построены новые дворцы, культурные центры и здания пресс-службы. Но на фотографиях Наума Грановского этого периода не изображено никаких строительных объектов и почти никакой новой архитектуры. Вместо этого зритель видит, как город выглядел при старом режиме.
3. Он захватывает старую, почти ушедшую Москву. Глядя на эти фотографии, создается впечатление, что Грановский устанавливает стандарт, по которому будут сравниваться все последующие кадры.
4. В 20-е годы Грановский был молодым корреспондентом «Фотохроники ТАСС». В начале своей творческой карьеры он экспериментировал с разными техниками съемки. В его архиве есть кадры в стиле конструктивизма.
5. В 1930-е годы даже архитектура была политической. Новые здания, проспекты и площади требовались, чтобы наглядно воплотить успехи молодого советского государства. Таким образом, Грановский теперь сознательно отслеживал процесс строительства новой Москвы.
6. Известность Наума Грановского как «летописца Москвы» началась в 1934 году как фотографа для издательства «Изогиз», которое, помимо прочего, занималось фотографией архитектуры «растущей и процветающей» страны.
7. Постепенно, к концу 1930-х годов, стали выкристаллизовываться отличительные черты городской фотографии Наума Грановского: строго выверенная композиция с видом на уходящую вдаль проспект и высокую линию горизонта.
8. Город превратился в гигантскую строительную площадку: расширилась улица Горького (ныне Тверская), выросли здания гостиницы «Москва», библиотеки имени Ленина, Дома на набережной. На месте старых районов Охотного ряда, Китай-города и Зарядья появились новые площади и улицы.
9. Началась масштабная программа строительства метро, кульминацией которой стало принятие в 1935 году Генерального плана реконструкции Москвы, который с некоторыми корректировками действовал до начала 1970-х годов. В Москву пришел архитектурный стиль, позже известный как сталинский.
10. Но фотографии Грановский показывает не только «советскую архитектуру»; он фотографирует город, отслеживая его развитие и меняющийся облик.