Хотя американскому P-39 не удалось покорить сердца американцев, в СССР он стал настоящей звездой. Лучшие советские летчики не хотели менять их, даже когда появлялись более быстрые и мощные самолеты.
9 ФОТО
1. Американские пилоты не были в восторге от Bell P-39 Airacobra. Истребитель плохо управлялся на большой высоте, где ему приходилось сопровождать тяжелый B-17 Flying Fortress при бомбардировках и где происходили основные воздушные бои с Люфтваффе на Западном фронте. Не будучи сентиментально привязанными к самолету, западные союзники в больших количествах поставляли его в СССР по программе ленд-лиза. Всего в ВВС СССР поступило почти 5000 таких самолетов — более половины от общего количества произведенных.
2. Советское отношение к Р-39 было в корне другим. В воздушных боях на Восточном фронте, как правило, на малых и средних высотах, он был незаменим. Необычная конструкция с расположенным за кабиной двигателя двигателем придавала самолету отличную скорость, маневренность, аэродинамику и обзор. Правда, это также делало его нестабильным и сложным в управлении, так что любая ошибка могла привести к катастрофе. Airacobra не был самолетом для новичков, только для опытных пилотов, что, возможно, добавляло ему привлекательности.
3. Советские летчики бредили 37-мм пушкой истребителя (20-мм на ранних моделях). «Снаряды очень мощные. Одно попадание, и обычно это было прощание с противником… — вспоминал летчик Николай Голодников: «И атаковали мы не только истребители. Бомбардировщики, гидропланы, что угодно. Для таких целей 37 мм было очень эффективным».
4. Но реакция на четыре установленных на Р-39 7,7-мм пулемета Браунинг была более сдержанной. Считалось, что они не способны сбить самолет противника, а только повредить его. Советские механики часто, не раздумывая, убирали два из них, чтобы уменьшить вес истребителя и улучшить маневренность.
5. Airacobra хорошо справлялась с посадкой и рулежкой на сырых или заснеженных аэродромах. Если на Западном и Тихоокеанском театрах это не имело значения, то в СССР с его гораздо более суровым климатом это было большим плюсом. С другой стороны, двигатель Allison V-1710 не любил российские холода, в результате чего часто отказывал. Ситуация улучшилась после того, как Bell Aircraft Corporation модернизировала их по рекомендации советских специалистов.
6. P-39 обладал исключительной живучестью: часто самолеты с большим количеством пулевых отверстий, благополучно возвращались из воздушного боя.
7. «Аэрокобры» воевали на всем протяжении советско-германского фронта: от Арктики до Кавказа. Они сыграли значительную роль в первой крупной победе советских ВВС над люфтваффе — в воздушных боях над Кубанью в апреле-июне 1943 года. В боях с обеих сторон участвовало более 2000 самолетов.
8. 9 сентября 1942 года в Мурманской области гвардии лейтенант Ефим Кривошеев произвел первый в истории воздушный таран самолетом «Аэрокобра». Израсходовав все боеприпасы, он заметил «мессершмитт» на хвосте своего командира Павла Кутахова. Недолго думая, он протаранил вражеского истребителя, спасая Кутахову жизнь.
9. Трудный в обращении, но эффективный P-39 был разработан для лучших из лучших и служил в основном в гвардейских частях. На американском истребителе летали Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов, Николай Гулаев, братья Дмитрий и Борис Глинки и другие высшие советские асы. Даже когда более быстрые и маневренные самолеты начали поступать на вооружение советских ВВС к концу войны, многие советские летчики остались верны своей любимой «Аэрокобре», которая никогда их не подводила.