Футуристический минивэн, стильный автобус, электромобиль — все эти автомобили могли когда-то ездить по советским улицам.
6 ФОТО
ВАЗ-2702 «Пони» был советской попыткой создания электромобиля, закончившейся полным провалом. Первые прототипы этого небольшого, но очень тяжелого автомобиля были созданы в 1979 году и продолжались до 1986 года. К сожалению, из этого ничего не вышло. «Советский пони» оказался слишком тяжелым из-за своих батарей, и даже попытки увеличить его грузоподъемность за счет замены стали на алюминий или разработки быстросъемных аккумуляторов не увенчались успехом. Максимум, на который он был способен при полном заряде, заключался в перевозке груза массой 400 кг на расстояние 70 км.
Этот экспериментальный автобус впервые появился в 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Футуристический, стильный, удобный, он даже был показан в популярном в то время фильме «Королева бензоколонки». Помимо необычного дизайна, автобус был наполнен инновационными инженерными решениями, такими как гидроусилитель руля или пневмоподвеска. Внутри было 36 посадочных мест. Последующие версии «Украины» уже не имели научно-фантастического облика, а были гораздо удобнее: внутри были кофеварка, холодильник, газовая плита, туалет, телевизор, шкаф и многое другое. Фактически «Украина» превратилась в дом на колесах. Однако советский автопром в такой роскоши не нуждался, и в серийное производство модель так и не пошла.
«Заря» была сделана из стекловолокна, и это было ее смертью. Технологичность корпуса из стеклопластика оказалась недостаточно продуманной, сложной и не пригодной для массового производства. Первая «Заря» была создана в 1966 году. По разным данным, всего было построено от одной до четырех единиц этой машины и выставлялись они только на выставках. Модель так и не была одобрена для массового производства, так как было решено, что усилия и деньги, которые потребуются для внесения необходимых улучшений, того не стоят.
ВАЗ-2122 «Река» — вездеход-амфибия, разработанный для военных. Снаружи это была точная копия знаменитой советской «Нивы», а внутри — многофункциональная армейская машина. Две модели разрабатывались параллельно, но военная версия застряла в стадии разработки на 10 лет. К тому времени, когда прототип прошел все испытания и был одобрен, от проекта отказались. Это было в годы перестройки, когда были пересмотрены военные доктрины как США, так и СССР. Кроме того, уже велись переговоры с иностранными концернами, чьи производственные мощности на несколько шагов опережали советские аналоги, и по сравнению с их предложением модель 10-летней давности не выглядела очень многообещающей инвестицией. Проще говоря, Минобороны СССР отказалось финансировать производство «Реки».
Это концептуальное такси с труднопроизносимым названием было создано в 1964 году. Изначально оно проектировалось как «идеальное такси». Его однокамерная конструкция выглядела довольно футуристично, но главное, машина была на удивление просторной. От проекта отказались, поскольку Министерство автомобильной промышленности решило изменить завод-изготовитель, но агрегаты, предложенные новым производителем, больше не позволяли поддерживать те же размеры и вес. Все это вызвало массу сложностей, и от «такси будущего» отказались.
Семиместный минивэн — это малоизвестный проект, который начал разрабатываться в 1986 году как семейный «автомобиль 2000 года» с невероятными возможностями трансформации, хотя никогда не уточнялось, какими были эти возможности. Минивэн имел аэродинамический кузов и фары спрятаны под лобовым стеклом.Поговаривали, что жена советского лидера Михаила Горбачева проявила интерес к автомобилю, но в начале 1990-х на автомобильном заводе больше не было места для каких-либо экспериментов.