Если вам нужно напоминание, что мы живем в золотой век научно-фантастического кино.
Признайтесь: мы уже живем в будущем. В наших карманах есть машины-роботы и компьютеры, а также большие адронные коллайдеры, и в ближайшее время мы не остановимся. Вчерашние научно-фантастические фильмы по-прежнему прекрасны, но научно-фантастические фильмы 21-го века столкнулись с невозможной проблемой: будущее, которое мы могли бы представить в 2000 году, во многих отношениях радикально удалено от будущего, которое мы представляем сегодня, и многие из технологий, которые мы сейчас принимаем как должное, всего 20 лет назад были несбыточной мечтой.
Лучшие научно-фантастические фильмы 21-го века (пока) нашли способы связать свои большие футуристические идеи с современными и / или универсальными проблемами. Наши опасения по поводу правительств, технологий, искусственного интеллекта, немыслимых новых видов и нашей собственной, потенциально сомнительной природы подпитывают фантастику, которую мы пишем о том, что нас ждет завтра.
И это лучшие произведения кинематографической фантастики, которые рассказывают о нашем завтрашнем дне, сегодня.
29 ФОТО
До того, как «Голодные игры» заработали деньги, настраивая детей друг против друга в смертельной игре, чтобы поддержать антиутопическое общество, Кинджи Фукусаку делал это. «Королевская битва» — это целый класс смутьянов-подростков, которых похищают и увозят на необитаемый остров, где им надели ошейники со взрывчаткой и сказали, что только один из них сможет пережить выходные. Немыслимая ситуация сводит одних студентов с ума, побуждает других исследовать гениальные альтернативы и в конечном итоге доводит счет до ужасных крайностей.
Подростки часто чувствуют себя беспомощными перед неконтролируемыми силами, но обычно это просто гормоны. В культовом классическом произведении Ричарда Келли «Донни Дарко» на самом деле это галлюцинация в костюме кролика и, возможно, какое-то путешествие во времени. Джейк Джилленхол играет главного героя, бесправного подростка, который, кажется, страдает тяжелым психическим заболеванием, но чьи видения и необъяснимые поступки кажутся более чем человеческими и дают результаты, которые предполагают, что он знает вещи, о которых никто не мог знать.
Жанр зомби был популярен много лет, прежде чем к нему пришел Дэнни Бойл. Но Бойл, работавший по сценарию Алекса Гарланда (который впоследствии написал и / или поставил несколько других фильмов из этого списка), фактически заново изобрел эту идею, создав фильм «28 дней спустя». Было бы достаточно, чтобы фильм Бойла популяризировал идею бега зомби, вместо того, чтобы просто шаркать, наполняя 28 дней спустя адреналином, который полностью изменил ужасающую динамику. Но он также снимал все это на видеокамеры потребительского уровня, внося в остальную нелепую концепцию реализм документальной драмы, игнорировать который было невозможно.
Если бы можно было манипулировать человеческим разумом по своему желанию, для чего бы мы использовали эту технологию? В горько-сладкой истории любви Мишеля Гондри снимается Джим Керри, который, возможно, показал свое лучшее выступление, когда мужчина, который узнает, что его жена стерла все воспоминания об их отношениях, чтобы помочь себе двигаться дальше, решает сам пройти процедуру, чтобы избавиться от посторонней боли.
Это ближайшее будущее, и за последние десятилетия на планете Земля не рождались никакие новые дети. При отсутствии объяснения или лечения кажется, что человечеству осталось только одно поколение, прежде чем сохранение вида станет невозможным. В книге Альфонсо Куарона никогда не говорится о точной науке о том, почему человечество находится в опасности. Его больше беспокоит то, что неоспоримое ощущение надвигающейся гибели сделает с миром в целом, и как далеко мы зайдем, чтобы спасти планету или найти предлог, чтобы продолжать совершать одни и те же старые ужасные ошибки.
После безжалостной рутинной работы на рубеже веков в офисном пространстве кинорежиссер Майк Джадж нацелился на будущее, где — несмотря на все, что «Звездный путь» пытался нам проповедовать, — как ни крути, похоже, все становятся тупее. В Идиократии Люк Уилсон играет исключительно посредственного обывателя, который заморожен криогенно и просыпается в далеком будущем, где общество превратилось в безумный социально-политический и экономический хаос, в котором правительственные знания в области защиты окружающей среды настолько отвратительно отстали, что они использовали энергетические напитки на растениях вместо воды.
Последний художественный фильм покойного, оплакиваемого гения анимации Сатоси Кон рассказывает историю недалекого будущего, в котором молодая женщина использует экспериментальные технологии, чтобы спроецировать себя в сны других людей. Но в то время как наш герой использует эту технологию для исцеления человеческого разума, кто-то другой использует ее, чтобы разорвать перегородку между бодрствующим миром и человеческим воображением, превращая реальность в абсурдный, злобный, хаотический кошмар.
Большинство историй о путешествиях во времени рассказывают о том, как взять свою судьбу под контроль или исправить прошлые трагедии. Невероятно умный фильм Вигалондо рассказывает о том, как стать жертвой путешествия во времени, где все, что вы делаете, не имеет значения, но вы все равно должны делать все, как в кошмарном лабиринте слепого фатализма, прыгающего по хронологии. Решение не в том, чтобы спасти положение, а в том, чтобы выполнить огромный список «дел» и выбраться из ошеломляющего хаоса самой жизни.
Многие фильмы о супергероях по своей сути также являются научно-фантастическими, но первый фильм «Кинематографической вселенной Marvel» — действие которого происходит в то время, когда вымышленная реальность MCU казалась относительно реальной, а появление супергероев было главным откровением — вероятно, самый простой пример. Железный человек — это не просто фильм о парне в крутом костюме, сражающемся с суперзлодеями. Это коренится в фундаментальной иронии оригинального персонажа Стэна Ли, Ларри Либера, Дона Хека и Джека Кирби, производителя оружия, который вынужден превратить себя в оружие и воочию испытать моральные сложности войны и смириться со своей собственной виной в превращении мира в опасное место.
Одно из самых амбициозных произведений Pixar по сей день — это эпическая научно-фантастическая комедийная романтическая притча о маленьком роботе-уплотнителе мусора, который учится любить и просто благодаря своему неожиданному существованию и решительному сердцу с двоичным кодом спасает все человечество. ВАЛЛ-И — это абсолютное чудо, в котором первая половина истории дерзко передана в тишине почти без диалогов, перед тем как полететь в космическое пространство, и сурово осуждаться то, как потребительство и слепая вера в социальные системы могут легко довести общество до почти абсолютного уничтожения.
Гениальность Аватара в том, что Кэмерон знает, что эти редуцирующие повествования укоренились в ДНК практически каждого приключенческого боевика на том или ином уровне, и, возвращаясь к этой простоте, он может реализовать свои самые грандиозные амбиции — отличный, красивый инопланетный мир воплощенные в жизнь революционной компьютерной графикой и революционным трехмерным кинопроизводством — все в центре внимания. Критика, которой подвергается рассказ Аватара, полностью заслужена, но как полностью реализованное художественное видение, выходящее за рамки сюжета и описания характеристик, Аватар делает то, что могут немногие другие научно-фантастические блокбастеры, и отправляет публику в поистине захватывающее путешествие.
В фильме снимается Шарлто Копли как корпоративный помощник, которому поручено переселить обедневших инопланетян, но случайная встреча смешивает его ДНК с инопланетным видом. Теперь он подвергается правительственным экспериментам и институциональной дегуманизации. Только сейчас ему наплевать на принципы. Только сейчас он готов бороться против угнетения.
Ужасающее антиутопическое видение людей, охотящихся на людей ради спорта, приобретает новое измерение в энергичном и озлобленном научно-фантастическом триллере «Геймер» Невелдайна / Тейлора. В фильме Джерард Батлер играет осужденного преступника, приговоренного к смертной казни, у которого есть небольшой шанс заслужить свободу, приняв участие в современных гладиаторских боях для развлечения масс. Суть в том, что он не контролирует собственное тело: им управляет подросток геймер, который радостно использует нашего героя, чтобы убивать других преступников ради развлечения и наживы.
В «Начале» Леонардо ДиКаприо играет вора, крадущего идеи из снов своей жертвы, которого наняли, чтобы сделать прямо противоположное: внедрить новую идею в мозг корпоративного магната.
Воссоединение семей в Японии совпадает с мировым кризисом, когда разумный компьютерный вирус угрожает глобальной инфраструктуре и, в конечном итоге, судьбе всего живого на планете.
Триповое продолжение Джозефа Косински возвращается в мир «Сети», который на протяжении десятилетий работал изолированно, оторвавшись от Интернета. Подобно бактериям в чашке Петри, он растет неожиданными способами, порождая новое зло и новые, спонтанно созданные разумные формы жизни, бросая вызов самой концепции жизни и религии в том виде, в каком мы ее знаем. TRON: Legacy находит время, чтобы поразмышлять над этими важными вопросами между захватывающими сценами действия, наполненными жидкими цветами и слившимися с мгновенно культовым саундтреком Daft Punk. Это шедевр стиля, один из самых интеллектуально амбициозных блокбастеров века, и, по общему признанию, есть некоторая путаница на стадии сюжета… но это небольшая цена, которую нужно заплатить за это в остальном невероятное научно-фантастическое чудо.
Решение перезагрузить франшизу «Планета обезьян» было очевидным, но решение начать новую франшизу с ремейка — четвертого фильма в оригинальной серии — было гениальным ходом. В романе Руперта Уайатта «Восстание планеты обезьян» избегается поворотный финал, который все помнят (и, как таковой, он потерял большую часть своей силы), в пользу интимной и вдумчивой научно-фантастической истории о том, как благие намерения ужасно оборачиваются.
Вдохновенный и увлекательный научно-фантастический триллер, который, к сожалению, не был замечен, когда он был первоначально выпущен. В «Исходном коде» Джейк Джилленхол играет военного пилота, который является подопытным в важном научном проекте, который направляет его сознание в человека в поезде, который вот-вот взорвется в результате террористической атаки. Когда он снова и снова переживает последние несколько минут перед взрывом, он становится одержим попытками предотвратить трагедию, даже несмотря на то, что его кураторы говорят ему, что прошлое не может быть изменено и что единственное добро, которое он может сделать, — это собрать подсказки и предотвратить будущую катастрофу.
Очень немногие персонажи когда-либо были так сильно обмануты, как доктор Райан Стоун Сандры Баллок в «Гравитации». Когда она пытается починить орбитальную космическую станцию, быстро разрастающееся поле обломков уничтожает станцию и ее шаттл и отправляет других астронавтов в космос. Теперь она заперта в космическом пространстве, плавает в пустоте, и у нее есть только два варианта: умереть или попытаться спастись и, вероятно, умереть в любом случае, потому что шансы невероятно малы.
Один из лучших фильмов по комиксам 21 века не имеет ничего общего с супергероями, даже если в нем играет роль Крис Эванс. Постапокалиптический Snowpiercer происходит в будущем, в котором после катастрофической попытки исправить изменение климата Земля погрузилась в вечную зиму, а последние остатки общества живут на борту гигантского поезда, который постоянно курсирует по всему земному шару. Люди в передней части поезда живут в роскоши, люди в задней части — в убожестве, и каждый вагон между ними жизненно важен для функционирования их совершенно ужасающего антиутопического общества.
Большинство боевиков делают все, что в их силах, чтобы не убить своего главного героя, но это не тот случай в коварно умном фильме Дуга Лимана «Грань будущего». В фильме снимается Том Круз в роли военного публициста, посланного на передовую и вынужденного бороться за свою жизнь против инопланетной армады, и он умирает почти сразу. Загвоздка в том, что он затем возвращается к началу своего дня, заново переживая все те же события заново, и почти сразу умирает. На самом деле, Том Круз умирает так много в фильме «Грань будущего», что у фильма, вероятно, одно из самых больших за последние годы количество убитых… а жертвой всегда является Том Круз.
Кинематографической вселенной Marvel, франшизе, утверждающей, что вся магия — это наука, и что даже мифологические боги прошлого — просто космические пришельцы со знакомыми именами, потребовалось на удивление много времени, чтобы наконец рассказать историю, которая полностью происходит в открытом космосе. Но когда они это сделали, они сделали это правильно. «Стражи Галактики» Джеймса Ганна сочетают в себе остроумие, которое стало определять MCU, со старомодными космическими оперными спектаклями, в которых разношерстная команда неудачников должна отложить в сторону свои разногласия, чтобы спасти вселенную.
Мэтью МакКонахи играет бывшего астронавта в ближайшем будущем, охваченном голодом, когда жизнь на Земле скоро станет невозможной, и только последняя попытка найти новый дом среди звезд может спасти человечество. Миссия экипажа — поиск нескольких потенциально пригодных для обитания планет в пределах досягаемости в надежде найти новый дом.
В четвертом фильме невероятно влиятельного постапокалиптического боевика Джорджа Миллера снимается Том Харди в роли «Безумного» Макса Рокатански, которого не на жизнь, а на смерть увлекает автомобильная погоня по пустоши с Императрицей Фуриозой, которую великолепно сыграла Шарлиз Терон. Сюжет повествует о спасении невест презренного военачальника, который суетится у последнего источника воды и возглавляет культ воинственных молодых людей, но с точки зрения сюжета Безумный Макс: Дорога ярости освежающе несложен. Когда погоня начинается, она никогда не прекращается.
Пилотируемая экспедиция на Марс идет наперекосяк, и астронавт, которого играет Мэтт Дэймон, случайно оказывается в одиночестве, без всякой надежды на спасение. Немногие персонажи в истории кино могут считаться более безнадежными, чем ботаник Марк Уотни, но он отказывается поддаваться отчаянию и вместо этого приступает к решению самых невозможных научных проблем в истории человечества. Он выживет один на планете Марс, даже если это убьет его.
Идея о первом контакте человечества с инопланетным видом редко проиллюстрирована таким количеством мыслей и подробностей, которые вы найдете в мгновенной классической книге Дени Вильнева «Прибытие». В фильме снимались Эми Адамс и Джереми Реннер, привлеченные лингвистами, чтобы найти способ общаться с инопланетной жизнью, средства общения которой почти невозможно понять.
«Бегущий по лезвию 2049» задает новые вопросы об эволюции искусственного интеллекта и о том, являются ли синтезированные эмоции функционально такими же хорошими, как и настоящие, но также уточняет, что вопросы оригинальной истории о действительности жизни — искусственной или иной — будут всегда актуальным. Немногие фильмы выглядят более впечатляюще, чем «Бегущий по лезвию 2049», и немногие научно-фантастические фильмы могут сравниться с его амбициями.
Вступительный эпизод фильма «Валериан и город тысячи планет» — один из самых захватывающих и красивых произведений научно-фантастического кино за всю историю существования человечества, в котором посредством серии рукопожатий тихо и горько устанавливается будущее человечества, приглашая новые миры и цивилизации присоединиться к нам в том, чтобы сделать вселенную лучше.
Натали Портман играет биолога и бывшего солдата, которому поручено попасть в причудливую инопланетную среду, которая расширяется на Земле. Кажется, что все внутри «Мерцания» мутирует, и ее муж — единственный человек, который рискнул войти внутрь и вернуться, хотя и в измененном состоянии, так что ей и ее команде предстоит исследовать немыслимое.