Пещеры Могао, расположенные в Дуньхуане на северо-западе Китая, являются сокровищницей буддийского искусства. Они имеют самые большие в мире масштабы и являются хорошо сохранившимся до наших дней шедевром. В 1987 г. пещеры Могао были занесены в Реестр памятников мирового культурного наследия. Комиссия по определению памятников мирового культурного наследия дает им такую оценку: «Пещеры Могао благодаря своим изящным скульптурам и росписям известны всему миру. Они демонстрируют образцы буддийского искусства, которым уже больше тысячи лет».
В пригороде Дуньхуана (провинция Ганьсу), на северо-западе Китая, расположены горы Миншашань («Горы поющих песков»). У восточного подножия гор вдоль крутых склонов были открыты многочисленные пещеры, которые ровными рядами, поднимаясь на пять этажей, протянулись на расстояние двух километров с севера на юг. Это известные всему миру пещеры Могао Дуньхуана.
Начало строительства пещерных храмов датируется 366 годом. В эпоху разных династий их количество непрерывно увеличивалось. При династии Тан (VII в.) насчитывалось более тысячи пещер, поэтому пещеры Могао называют «Пещерами тысячи будд».
Обустраивая пещеры, люди при всех династиях создавали множество статуй буддийских святых и изображали в настенных росписях сюжеты и сцены по истории буддизма. Пещеры Могао в Дуньхуане расположены на узловом пункте Шелкового пути, соединившего Восток с Западом, поэтому они и место сочетания различных религий, культур и знаний Востока и Запада. Богатейшие собрания разных художественных стилей делают эту сокровищницу искусства необыкновенно привлекательной.
Хотя пещеры Могао пережили за свою жизнь естественные и искусственные разрушения и изменения, на сегодняшний день все же сохранилось около 500 пещер, около 50 тыс. кв. метров настенных росписей и более двух тысяч скульптур. Скульптуры и барельефы изображают буддийских святых в разных позах и одежде, отражающих особенности разных эпох. Настенные росписи в пещерах очень велики. Если поставить все фрески в ряд, то совокупная протяженность этих образцов живописи составит более 30 км.
Фреска на южной стене 148-й пещеры называется «Рождение Будды Майтреи» (буду грядущего, которого китайцы называют Миле-фо). Она принадлежит эпохе расцвета династии Тан.
Тематика росписей отражает содержание буддийской религии, буддийских канонов и легенд. Здесь представлены портреты святых, Будд и бодхисаттв, изображения Тяньвана, картины, в которых запечатлены подлинные события по истории распространения буддизма в Индии, странах средней Азии и в Китае. Содержание настенных росписей обхватывает и моменты публичной деятельности, и картины труда и быта разных народностей и социальных слоев в разные эры, дающий бессчетный материал по этнографии и религии народов.
В 1900 г. была обнаружена пещера длиной в 3 метра и такой же ширины. В ней были найдены несколько десятков тысяч буддийских канонов, сутр, картины на шелке и другие ценности – всего около 50 тыс. единиц. Все эти находки относятся к периоду с IV по XI вв. и содержат материал почти обо всех сторонах общественной жизни, а также по истории, географии, политике, народному быту, военной деятельности, языку и письменности, литературе и искусству, религии и медицине Китая, Средней и Южной Азии и Европы. Поэтому эту коллекцию называют Энциклопедией средних веков.