Дворец Альгамбра – древний дворец и крепость, на вершине скалистого плато в восточной части города Гранада на юге Испании. Великолепный архитектурно-парковый ансамбль считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе. Каждый посетивший Альгамбру должен был увидеть и оценить внутренние дворики, помещения и переходы с башен.
Первое упоминание дворца относится к IX веку, в 889 году Саввар бен-Хамдун искал убежище в Алькасабе. Расцвет Альгамбры начался с прибытием первого короля династии Насридова Мухаммеда бен Аль-Ахмара. В то же время Гранада стала столицей мавританских владений на территории Испании – Гранадского эмирата.
Развитие начиналось с укрепления старой части замка, были построены Обзорная башня и донжон. При Мохаммеде III также строятся общественные купола на месте, где позже будет построена церковь Св. Марии. Когда Альгамбра имела право называться резиденцией эмиров-завоевателей, в ее состав входили: сады, кладбища, жилые дома и мечети.
В середине комплекса находятся прекрасно соединенные живописные сады Альгамбры, внутренние дворики и террасы с фонтанами, водными каскадами, каналами и водоемами со многими изящными арками, сводами, стройными колоннами или узорными резными окнами. На больших арках сохранились надписи на арабском: Слава Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его. Нет другой власти, кроме Божьей.
Сегодня Альгамбра является музеем исламской архитектуры – и не случайно, ведь обитель мавританских правителей Гранады ХIII-ХIV веков – действительно непревзойденный шедевр архитектуры и декоративного искусства, воплотивший лучшие достижения инженерно-строительной мысли и художественной культуры средневекового исламского мира. В отличие от большинства правительственных резиденций, уничтоженных победителями или стихиями, судьба Альгамбры сложилась на редкость успешно. Испанские правители, очарованные утонченной красотой чуждой им культуры, сделали Альгамбру одной из своих резиденций.
Этот замечательный образец архитектуры вдохновлял творчество многих людей из мира искусства. Со второй трети XIX века Альгамбра заинтересовала европейских и американских романтиков-литераторов и художников, в частности она поразила Вашингтона Ирвинга, жившего в 1829-1832 г. в Испании, а также Байрона, где Шатобриана, Виктора Гюго, Бульвер-Литтона и других.