Римский Пантеон не зря называют «сфинксом на Марсовом поле». Это прозвище он получил из-за множества тайн и загадок, которыми наполнена его история. На протяжении всего периода существования это здание было языческой святыней всех римских богов, местом культа императоров, залом суда, усыпальницей, огромными часами и церковью Пречистой Девы Марии и святых мучеников. А сегодня большинство людей пытаются сюда попасть на праздник Сослания Святого Духа, когда из окулуса романтически сходят лепестки роз и можно загадать желания. Особой популярностью в такой атмосфере пользуются мечты о любви.
Пантеон в Риме – настоящее архитектурное чудо. Посещение его сегодня переносит путешественников в глубь истории, в самую Римскую империю. И хотя Пантеон, вероятно, не входит в список самых популярных архитектурных шедевров мира, он должен быть там. Ведь это одно из самых подражаемых зданий в истории.
Как показывают кирпичные штампы со стороны здания, оно было построено и освящено между 118 и 125 годами нашей эры. Строительным стал известный покровитель культуры и один из наиболее эффективных римских императоров – Адриан (117–138 гг.). Он возвел Пантеон на месте предыдущего истлевшего в 80 году пантеона императора Августа и полководца Марка Агриппы. Однако, из-за странной традиции не подписывать свои творения, которых в Риме на самом деле найдется несколько, император Адриан оставил надпись при входе: «М. AGRIPPA.L.F.COSTERTIUM.FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, трижды был консулом, сделал это».
Начальное использование Пантеона сегодня вызывает множество сомнений и вопросов. Разумеется, что он был классифицирован как храм, посвященный пантеону римских богов. На это также намекает круглая форма и купол, представляющий небесную сферу и космос. Однако до сих пор исследователям неизвестно, как люди поклонялись в здании, поскольку структура храма полностью отличается от других традиционных римских храмов.
Также историки утверждают, что интерьер святыни был украшен статуями императоров. У входа красовалась огромная статуя Гая Юлия Цезаря, а в апсиде, в конце боковых нефов, – статуи Августа и Агриппы. Это наталкивает на мысль, что сооружение должно было утвердить культ императора, который в Римской империи определенный период времени считался божественным. Таким образом, перед нами предстает династическая святыня императоров.
Правдоподобию этой точке зрения добавляет тот факт, что это место имело священные ассоциации — традиция, утверждающая, что это место апофеоза или поднятие к небесам Ромула, мифического основателя Рима. Кроме того, именно здесь император Адриан проводил судебные заседания. Какими бы ни были его первоначальные цели, Пантеон при Траяне и Адриане ассоциировался прежде всего с потугой императоров и их божественной властью.
Но и это еще далеко не завершение переназначений Пантеона. Средневековая рукопись «Liber Pontificalis» рассказывает, что около 608 года папа Бонифатий IV «попросил [византийского] императора Фоку о храме под названием Пантеон, и в нем он совершил церковь Пречистой Девы Марии и всех мучеников». Трудно сказать точно, когда состоялось освящение храма. Однако большинство доказательств склоняет к дате: 13 мая 613 года.
В последующие столетия здание было известно как Sanctae Mariae Rotundae («Святая Мария из Ротонды»). Так Бог, – не без чувства юмора, – из древней языческой святыни возжелал сделать церковь. Долгое время в ней папа отправлял специальные мессы во время Великого поста.